Герой Советского Союза Евгения Руднева училась в Салтыковской гимназии в Балашихе

Герой Советского Союза Евгения Руднева училась в Салтыковской гимназии в Балашихе

26.02.2019
Герой Советского Союза Евгения Руднева училась в Салтыковской гимназии в Балашихе

На стене Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга висит мемориальная табличка с именем Героя Советского Союза Евгении Рудневой. Её бюсты установлены в Москве: в сквере на пересечении улиц Лётчика Бабушкина, Изумрудной и Евгении Рудневой, а также в музее обсерватории на Пресне.

Её именем названы улицы в Бердянске, Керчи, а также в Салтыковке. Памятник Е.М. Рудневой установлен на территории Салтыковской гимназии, где она училась. Это действительно была солнечная девушка! Судите сами… Родилась Женя Руднева в 1920 году в Бердянске.

Её отец, Максим Евдокимович, работал телеграфистом. В 1929 году он поступил на один из московских заводов. Семья Рудневых стала жить в Салтыковке. Волевой характер проявился у девочки сызмальства. На следующее утро после переезда мать не нашла Жени дома.

Кроха, забрав портфель, пошла разыскивать для себя школу. Маме пришлось обратиться в милицию, и лишь с её помощью Женю нашли в кабинете директора Салтыковской школы, от которого она категорически требовала немедленно принять её во второй класс. Школа была для Жени вторым домом.

«Женя горела в школе, — вспоминал отец. — Занятия, кружки, помощь товарищам…». Тяга к науке пробудилась у Жени ещё в школе. Больше всего её интересовали химия, физика, биология. Но особенно девочку увлекла астрономия. С девятого класса она начала заниматься в астрономическом кружке.

И скоро у Жени родилось твёрдое желание: стать астрономом. Женя жила не только интересами школы — все события в стране и во всём мире находили горячий отклик в её душе. «Завтра — 12 января — первая сессия Верховного Совета, — писала Женя, — пуск Покровского радиуса метро.

Да разве перечислишь всё хорошее, что творится вокруг, все наши победы!» Любовь к Родине, гордость за свою страну звучат во многих строчках её дневников: «И как мне не любить моей Родины, которая даёт мне такую счастливую жизнь?» «А какое это счастье — чувствовать себя частью такого большого, грандиозного и вместе с тем близкого и родного Союза!». В 1938 году Женя окончила среднюю школу с отличным аттестатом и поступила на мехмат МГУ, три курса которого окончила в роковом 1941-м.

Будучи студенткой, работала и во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе (ВАГО) в отделе Солнца, где её выбрали заведующей отдела. Одновременно работала в отделе Переменных звёзд, с увлечением, часто ночи напролёт, проводила наблюдения в обсерватории на Пресне.

В 1939 году в бюллетене ВАГО №3 была напечатана первая научная работа Рудневой — «Биологические наблюдения во время солнечного затмения 19 июня 1936 года». В ней приводились результаты обработки очень большого материала, научных наблюдений. Статья была изложена хорошим языком, выводы были интересны не только для начинающих. С началом войны Женя твёрдо решила, что её путь лежит на фронт.

Позже, уже с передовой, писала профессору университета С. Н. Блажко: «Без свободной Родины не может быть свободной науки!» Женя Руднева стала одной из первых в группе девушек, которую формировала в октябре 1941 года Герой Советского Союза Марина Раскова.

Целью было создание женских авиационных полков. Новой своей специальностью Женя овладевала настойчиво. «Когда я пойду на фронт, то пойду на Гитлера не с голыми руками», — писала она. Было нелегко. В первом же тренировочном полете Жене стало дурно, но она преодолела свою слабость.

От кого-то услышала, что всё штурманское снаряжение должно быть привязано, чтобы не унес ветер, и на следующее занятие пришла вся увешанная предметами штурманского обихода, которые были аккуратно привязаны веревочками к пуговицам обмундирования. Ей предстояло пройти огромный путь — от наивной девочки с привязанными на веревочках приборами до штурмана боевого гвардейского полка.

И пройти в сжатые сроки. Вскоре Дина Никулина — профессиональный лётчик с отличной техникой пилотирования, отмечала, что Руднева летала бесстрашно. В своих воспоминаниях Никулина писала о Жене: «Это была чистая, честная девушка. Большая умница, очень любознательная.

Первое время я ей часто указывала на её недостатки в полёте. Ей нравилась моя требовательность, на мои выговоры она не обижалась. Была очень хорошим штурманом. У неё была уверенность, что пока она летает со мной, то с нами ничего не может случиться. Помню, как на станции Майская однажды очень удачно разбомбили мы эшелон.

Долго выжидали, не бомбили. Сделали четыре захода и попали в эшелон. Летели обратно — пели…». Экипаж Никулина — Руднева стал одним из лучших в полку. Они снижались до 400 метров, догоняли уходившие эшелоны, бомбили переправы у Моздока и Прохладной, на высоте 150 метров разыскивали застрявшие в грязи во время отступления вражеские машины и уничтожали их. Любила Женя и помечтать, глядя на далёкие звёзды.

Отыскивая на небе свою любимую Капеллу, говорила подругам: «Когда я гляжу на звёзды, я думаю о том, как вернусь в Московский университет». В конце 1943 года Женю отпустили в Москву. Одиннадцать дней была она дома, побывала в своей любимой обсерватории.

Случилось так, что среди своих спутников по дороге в Москву Женя встретила того, кто мог бы стать спутником её жизни. Первая и последняя любовь, чистая, светлая и глубокая, как всё, что было в её жизни, неожиданно пришла к ней. И как просто, как хорошо пишет Женя об этом в своем дневнике: «Зачем мне целый мир?.

Мне нужен целый человек, но чтобы он был «самый мой». Тогда и мир будет наш». Отважная лётчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания севернее Керчи. Это был её 645-й боевой вылет на «У-2». В воздухе она провела 796 часов… Накануне Женя сказала: «Как хорошо всё-таки жить — можно творить, думать, бороться, любить, читать.

А что может быть лучше всего этого?» К званию Героя Советского Союза Женю представили до гибели, но получила она его уже посмертно. «Тяжело переживали мы гибель Жени Рудневой, нашего «звездочёта», милой, нежной, любимой подруги. До самого рассвета продолжались боевые вылеты.

Вооруженцы писали на бомбах: «За Женю!» — вспоминала боевая подруга солнечной девушки… Святослав Коновалов .

Источник: http://bbnews.ru